Цифровые технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь, предоставляя подросткам широкие возможности для общения, обучения и развлечений. Однако вместе с этими возможностями приходят и риски: кибербуллинг, нежелательные контакты, неподходящий контент.
Как же найти золотую середину, где подростки могут безопасно исследовать цифровой мир, а родители — чувствовать себя спокойно?
Родители стремятся защитить своих детей от онлайн-рисков, в то время как подростки ищут самовыражения в цифровом пространстве. С пятнадцатилетней дочкой Лизой из школьной жизни рассмотрели наиболее встречающиеся сценарии киберрисков и предложили стратегии защиты.
Сценарии киберрисков
Ниже рассмотрим реальные сценарии, каждый из которых описывает различные киберриски. К каждому сценарию будет предлагаться стратегия защиты.
Сценарий 1
Таня и Лиза, 15 лет, делятся паролями от своих социальных сетей с лучшими подругами. Одна из подруг использует пароль Тани, чтобы залогиниться в её аккаунт и опубликовать несколько смущающих статусов.

Стратегии защиты. Не делиться паролями и использовать двухфакторную аутентификацию.
Сценарий 2
Иван, 10 лет, смотрит видео с собаками на RuTube. Внезапно автовоспроизведение включает видео, где собаку бьют.

Стратегии защиты. Выключить автовоспроизведение и сообщить о видео.
Сценарий 3
Полина, 11 лет, играет в онлайн-игру, и незнакомец начинает отправлять ей сообщения, прося встретиться в реальной жизни.

Стратегии защиты. Заблокировать незнакомца и сообщить родителям.
Сценарий 4
Игорек, 10 лет, сталкивается с кибербуллингом на RuTube, где его одноклассники оставляют злые комментарии под его видео.

Стратегии защиты. Сообщить родителям и учителям, а также заблокировать обидчиков.
Сценарий 5
Паша, 13 лет, играет в онлайн-игру, и незнакомец просит его поделиться личной информацией.

Стратегии защиты. Заблокировать незнакомца и сообщить родителям.
Сценарий 6
Андрей, 15 лет, читает статью в интернете о якобы опасном вирусе, который распространяется через социальные сети. Он начинает паниковать и делится этой информацией с друзьями.

Стратегии защиты. Проверять информацию из нескольких источников и использовать только проверенные новостные сайты.
Сценарий 7
София, 13 лет, делится своими личными фотографиями и местоположением в социальных сетях, что привлекает внимание незнакомцев.

Стратегии защиты. Настроить приватность аккаунтов и не делиться личной информацией с незнакомыми людьми.
Сценарий 8
Максим, 15 лет, проводит много времени за играми в интернете, что начинает негативно сказываться на его учебе и социальной жизни.

Стратегии защиты. Установить лимиты времени на использование игр и найти другие хобби.
Сценарий 9
Элла, 16 лет, использует одно и то же пароль для всех своих аккаунтов. Один из её аккаунтов был взломан, и злоумышленник получил доступ к её личным данным и фотографиям.

Стратегии защиты. Использовать уникальные пароли для каждого аккаунта и включить двухфакторную аутентификацию.
Сценарий 10
Александр, 14 лет, получает электронное письмо, якобы от его любимого онлайн-магазина, с предложением скидки. Письмо просит его перейти по ссылке и ввести личные данные для получения скидки.

Стратегии защиты. Проверить адрес отправителя, не переходить по подозрительным ссылкам и сообщить родителям о письме.
Киберриски — это неизбежная часть современной реальности, но с правильными стратегиями защиты можно минимизировать их влияние. Подростки и их родители обладают значительными знаниями и навыками для распознавания и управления онлайн-рисками.
На реальных примерах рассмотрели с дочкой варианты стратегий защиты от различных киберрисков. Важно поддерживать открытый диалог, обучать цифровой грамотности и совместно решать проблемы. Это поможет подросткам безопасно исследовать цифровой мир, а родителям — чувствовать себя спокойно.