В школу – без смартфона. Работают ли практики запретов?

В конце декабря 2023 года Владимир Путин подписал закон об ограничении использования смартфонов на уроках в школе. По мнению чиновников, так гаджеты не будут отвлекать детей от занятий.

Мы видим, что технические инновации изменили сферу школьного образования. Информационные технологии не только улучшили качество, но и наоборот – стали отвлекающим фактором, препятствуя эффективному обучению школьников. Неудивительно, что ряд зарубежных стран стали принимать меры по контролю использования мобильных гаджетов в школах.

Так, например, с 2018 года французским школьникам больше не разрешается пользоваться телефонами во время учебного дня. Похожая политическая дискуссия ведется в Дании и Великобритании. Та же причина лежит в основе шведского подхода. Россия не осталась в стороне и тоже ввела запрет, аргументируя это повышением качества образования и авторитета учителя.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2023 №618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»»с 1 сентября 2024 года школьникам запрещено пользоваться мобильными телефонами в учебное время, даже в образовательных целях. Исключение – экстренные случаи.

фото сгенерировано нейронной сетью Шедеврум

С этого учебного года на уроках запрещены «средства подвижной радиотелефонной связи»: смартфоны, телефоны, планшеты, смарт-часы, т.е. устройства, в которые вставляется SIM-карта, и которые могут обеспечивать школьника связью и доступом в интернет.

Запрет – недорогой, но эффективный способ улучшить успеваемость учащихся. Учитывая дешевизну этой политики, неудивительно, что чиновники осуществили запрет на мобильные телефоны в школах.

Введение запрета на использование мобильных телефонов является заманчивым из-за его низкой стоимости.

Изменение представления учеников об участии на школьных уроках

Не следует ожидать, что такой запрет приведет к существенному повышению успеваемости учащихся. Это связано с тем, что способности учащихся взаимодействовать с миром за пределами школы и на уроках изменились, тогда как способности учителей остались на прежнем уровне.

Наличие телефонов в школах сегодня кажется само собой разумеющимся. Телефоны либо открыто используются школьниками, либо спрятаны в карманах и сумках, но все же они каким-то образом присутствуют на уроках благодаря своим вибрациям, звукам и периодической проверкой сообщений.

Присутствие телефонов в классе особенно актуально, поскольку они представляют собой нечто большее, чем просто немые предметы, окружающие детей в классе – парты, стулья, доски, ручки, проекторы, компьютеры и т.д.

фото сгенерировано нейронной сетью Шедеврум

Для большинства школьников наиболее распространенным способом использования телефона является передача сообщений, играющая важную социальную функцию. Телефоны помогают делиться своей жизнью и поддерживать отношения друг с другом. Они создают возможности, выходящие за пределы класса и школьного пространства.

Лиза, 15 лет.
С помощью телефона у меня есть доступ ко всему. Если бы у меня не было телефона, мне нужно было бы постоянно носить с собой календарь, чтобы, например, проверить, что мне следует делать. Это просто моя свобода делать то, что мне нравится.

Для учащихся смартфоны предлагают дополнительный ресурс, средства участия в социальных взаимодействиях с помощью экрана, выходящие за рамки их личных предпочтений и используемые, таким образом, что учитель имеет ограниченный доступ и контроль над учащимися.

Смартфоны – удобные по размеру, предлагающие огромное количество информации и полезные для целей общения друг с другом, в том числе и за пределами школы – похоже, обладают потенциалом глубоко изменить прежние представления о порядке взаимодействия и участии на школьных уроках.

Аргументируя закон, чиновники утверждают, что общение по телефону отвлекает детей от реального мира и его взаимоотношений.

Изменение роли смартфона в жизни ребенка

Однако с точки зрения отдельного учащегося взаимодействие по мобильному телефону кажется таким же реальным, как и личное общение в физическом пространстве класса.

Проблема здесь заключается в том, что интерактивная инфраструктура учебного пространства аналогового класса в значительной степени благоприятствует только учителям с точки зрения уменьшения количества разговоров, а также ограничения интерактивных прав и обязанностей.

фото сгенерировано нейронной сетью Шедеврум

Для учащихся же классы по-прежнему предназначены в первую очередь для прослушивания и восприятия. Школьники всегда общались и отвлекались, пока учитель вел урок. Это не новость, поскольку передача записей и шепот другому ученику всегда были частью подрывного поведения в классе, сколько я себя помню.

Однако разница заключается в том, кто участвует в этих разговорах и что может видеть учитель.

Изменение роли школьного класса как пространство для обучения

Что происходит, когда интерактивный инструмент с огромными возможностями внедряется в весьма ограниченную и хорошо известную среду взаимодействия в классах? Наличие смартфонов и постоянная возможность подключения, которую они обеспечивают, меняют школьный класс как пространство для обучения.

фото сгенерировано нейронной сетью Шедеврум

Когда передаваемые заметки являются цифровыми и отображаются на экране, обращенном только к ученику, учитель не знает, кто еще участвует в разговоре. Учитель даже не может быть уверен, что происходит беседа, а не целенаправленный поиск дополнительной информации, например в Википедии или просмотр образовательного видеоурока по новой теме.

Если учитель правильно выстраивает занятие, гаджет становится дополнительным способом вовлечь учеников в процесс обучения.

Детям, и родителям нужно объяснять, как можно использовать смартфоны в учебном процессе. Важно дать учителям возможность применять этот инструмент на уроках. К сожалению, ко мнению педагогов прислушиваются редко, поэтому и получается, что проще запретить смартфоны, чем интегрировать их в образовательный процесс.

Родители почему-то думают, что гаджеты мешают им общаться с одноклассниками, но на самом деле это не так: у них хватает времени и на смартфон, и на разговоры. Рисуя, слушая музыку на переменах, дети хоть немного отдыхают от уроков, т.к. сложно концентрировать внимание 7-8 уроков подряд.

Будут ли работать поправки

Контроль за реализацией правила возложили на учителей и работников школ. В документе не уточняется, где дети должны оставлять телефоны – в раздевалке, фойе, классе или других местах: по словам одного из авторов Ольги Казаковой, это должны определить педагоги вместе с родителями.

Брать с собой телефон в школу разрешили. Министр просвещения Сергей Кравцов отмечал, что смартфон «может присутствовать у ребенка для связи с родителями на перемене».

фото сгенерировано нейронной сетью Шедеврум

В школе ребенок использует телефон на занятиях – например, на иностранных языках нужен переводчик, потому что бумажные словари давно ушли в небытие. Если надо сделать какое-то сообщение на уроке, то с телефона его зачитывает. Если на уроке литературы используется произведение не из учебника, то в телефоне есть электронная книга. Не покупать телефон – не вариант, и дело не в том, что мобильник есть у всех.

Изначальная версия законопроекта вводила ограничение на использование на уроках в школе средств связи, напомнила председатель профильного комитета Ольга Казакова. Однако по Закону «О связи» под это понятие попадает вся техника, которая используется на уроках, в том числе и компьютеры, и интерактивные доски, отметила депутат.

Спросил у дочери, ученицы 9 класса, пользуются ли они телефонами на уроках.

Телефоны обычно забирают только на контрольных, самостоятельных уроках. Многие с собой носят по два телефона, старые сдают. Однако достать телефон на уроке не разрешают, он может только лежать в рюкзаке.

Скажется ли запрет телефонов в школе каким-то образом на успеваемости, пока не ясно. Данных нет и времени еще мало.

Будем наблюдать.